Считалась на Руси покровительницей любви, брака, повивального искусства, была защитницей всех женщин и детей рода. Берет свое начало в матриархальных общинах и является в образе мудрой старухи, оберегающей и почитающей род. В наше время поклонение ей осталось лишь в болгарских народных традициях. Там день Бабы отмечают как праздник 8 января. В Украине этим словом называют определенных духов: полевой дух «житна баба», «дика баба» - дух молодки, искушающий молодых мужей. В Сербии это название обозначается как «колдунья», а на Руси - знахарка. Слово это встречается и в народных названиях страшных болезней болгарское «Баба Шарка» - оспа, «бапке» - болезни младенцев (Македония), Белая Баба - носительница болезней, злой дух судьбы, образ смерти. Чтобы избежать Белой Бабы, принято было зарывать под крыльцо голову кобылы или прибивать к порогу подкову. Если на дороге встречалась женщина в белом - это был явный признак надвигающегося несчастья.
В народных традициях славян слово баба встречается в названиях памятных дней - в Сербии, к примеру, связывают ее с неделями Великого поста и называют бабой Каризмой. Она приходит в чистый понедельник и разбрасывает палки, которые приносит с собой. 1 неделя - 1 палка. Считается вторым поминальным днем после Дедов - в центральном Полесье. В Болгарии и Македонии Баба Марта считается воплощением марта, который сражается с уходящим февралем. Это слово встречается и в названии планет, например - древнерусское Бабы (Плеяды), болгарское Баба Гале - Луна, а вот радуга у них - бабин пояс, град - «бабино просо». Кашубы говорят про метель - «Старая баба пошла танцевать». Польская старая пословица говорит про засуху - «Баба-колдунья сидит на дубе и высиживает яйца - пока не высидит, дождь не пойдет». Она обязательно присутствует в обрядах, посвященных последнему дню жатвы. Последний сноп наряжают в рубаху и повязывают платком.
|