Святобор один из верховных лесных владык в славянской мифологии. Он считается покровителем охоты и предопределяет судьбу и поведение всех лесных обитателей, обеспечивает дивное согласие в природе. Часто подшучивает над человеком, сбивая его с пути, и пускает по лесу эхо. Лешие - его слуги, и они есть в каждом лесу, а Святобор - один хозяин над всеми лесами. Его рост выше самой высокой сосны, статью он могучие самого коряжистого дуба, волосы - длиннее березовых кос, борода гуще мха. Его плащ из хвои, и носит он зеленую шапку. Его часто изображали в виде медведя с секирой.
Святобор - это вечная живая природа, которая может видеть свои владения и днем и ночью. Считается, что во тьме вовсе не светлячки мелькают - это живые очи Святобора. Если охотник посягнет на олениху с олененком - то будет ему великое горе: об этом рано или поздно позаботится Святобор. Рыбака, что ловит стерлядь во время нереста, ждет расплата жестокая.
В том, что природе нельзя наносить урон по своей глупости и жадности идет еще из далекой древности. В заповедных лесах и борах охота и вырубка запрещались под страхом смерти. В древние времена были целыми рощи и леса, которые посвящались Святобору. Там даже ветки нельзя было ломать. Во времена Петра I власти жестоко расправлялись с теми, кто рубил лес в поймах рек.
Супруга Святобора - Девана (Зевана), славянская богиня охоты. В ее обязанности входило опекать лесных зверей, учить их избегать опасностей, переносить суровые зимы. Охотники старались умилостивить ее, чтобы просить об удаче в промысле.
Помощники Святобора, помимо леших и мелких божков, были очень опасны - Туросик, который мог превратится в тура или оленя с золотыми рогами, мог завести охотника, преследовавшего его в болото. Так же заманивал в болото и Стукач, изображая стук топора дровосека. Потерявшиеся, слышав этот стук, радостно бежали на него и гибли.
|