В русской и болгарской мифологии - бог возмездия. Пролетая над полями, разбрызгивал живую воду для хорошего урожая. Где приземлялись капли, там поднимались стебли. Когда люди перестали приносить жертвоприношения Черонобогу, Сива, озлобившись наслал на всходы крылатого дракона Смока и тот выжег посевы, а Сива наслал мор на скот. Оседлав Смока, полетел к горе Хвангур, где жил Чернобог и изгнал его, а сам занял его место.
В хорошем расположении духа он выкопал колодец возле горы и орошал поля живой водой. Как то, пролетая над Царьградом увидел, что там вновь не совершаются жертвоприношения в его честь и тогда разобидевшись, наслал на Царьград прожорливую змею, которая губила посевы и истребляла скотину, приведенную ей людьми. Когда скотина закончилась, то Ламия потребовала приводить к ней на съеденье людей. Тогда сами жители бросили жребий, кого отдать в жертву. Он выпал царевне Ярине и ее приковали к скале у самого берега. Царевна взмолилась Вышеню, и тогда он послал ей на помощь Ярилу. Ярила примчался к берегу на белогривом коне и сразился с Ламией. Тогда сам Сива, пораженный его мужеством, перестал мстить людям.
По преданиям, когда Сива летел на Смоке, то у него в одной руке была золотая гривна, а в другой - золоченый череп. Песни о его борьбе с богом зла Чернобогом была в болгаро-помакской «Веде славян». Образ его змеи Ламии аналогичен древнегреческой Ламии, которая была возлюбленной Зевса. Гера превратила ее в змею с собачьей головой.
Дракон Смок аналогичен польскому дракону Смоку, которого убили сыновья Крака. В белорусских преданиях он известен, как Цмок.
|