Является водяным демоном в болгарской, сербской мифологии. Он выходит из воды в период со 2 июня (Игнатьев день) до 21 января после полуночи появляется из воды или пещеры и нападает на прохожих. Катается на них верхом вокруг деревни, поля, по берегу реки до первых петухов. Носит так же название «караконджал», в Сербии - «караконджо». В переводе с греческого, обозначает злой дух, он появляется ночью в образе мужчины или женщины с различными аномалиями.
В восточноевропейской мифологии подобный «шуликуну». Он покрыт колючками - это косматое и рогатое существо с хвостом. Приманивает прохожих ко льду. Может выглядеть в виде коня с человеческой головой, двумя руками и крыльями; теленка или овцы; лохматого черного или красного беса с хвостом и рогами; собаки. Его также могут описывать, как невидимую злую силу - ветер или голос. Как правило, они тоже живут семьями и имеют детей.
Его происхождение приурочивают к святочным праздникам: верят, что это души заколотых к празднику свиней. Такое же название носят и рожденные и умершие в этот период дети. Их довольно часто ассоциируют с вампирами (покойник, через тело которого прыгнула кошка до погребения или перелетела птица).
По другим поверьям ими становятся по наследству живые люди, в последствии, обитающие на кладбищах, в глухом лесу, в ущелье и оврагах. В том доме, куда Коракунджул проникает через дымоход он мочиться на огонь или в незакрытые сосуды с водой. Если его моча попадет на ребенка, то он заболеет неизлечимой болезнью. Может заглядывать в окна и указывать на человека, которому предстоит вскоре умереть.
Он мучает скотину, запутывает хвосты лошадям. Когда их собирается по нескольку штук вместе, то они устраивают веселые застолья, справляют свадьбы, водят хороводы. Могут подделывать голос, называть человека по имени. Если Караконджул недоволен чем либо - он начинает пищать в дымоходе, стучит в двери и по крыше.
Человеку следует носить при себе огонь, железо пепел или хлеб, дабы обезопасить себя от этого демона. Маленьким детям зашивают чеснок в одежду.
|