Это был один из почитаемых богов на Руси - покровитель свадеб. Это сын Сварога, который появился из камня, куда метнул молнию Перун, а затем ударил молотом Сварог. Будучи взрослыми, прославился на весь свет силой и удалью. Когда о нем дошел слух до Перуна, то он поспешил помериться силами с Дажьбогом. Когда они сошлись в схватке, то дрожала земля, лес клонился к земле, на море расходились высокие волны. Перун превратился в орла, а Дажьбог - в льва. Когда лев сумел поймать в свои когти орла, то он спросил имя его, и узнав, что бился с братом - отпустил его.
Однажды Дажьбог увидел спящую Златогорку, он трижды ударил ее палицей. От этого она проснулась, подняла Дажьбога и положила его в ларец. После этого она вынула его из ларца и потребовала, что бы тот женился на ней, а в противном случае она разотрет его меж ладоней.
После свадьбы они уехали к Латырь-горе, на пути им встретился большой каменный гроб, в который залезла Златогорка, однако она не сумела потом открыть крышку. Гроб оказался заколдованным Чернобогом. Дажьбог попытался освободить Златогорку, разбивая гроб мечем, но после каждого удара на нем появлялся железный обруч, который все прочнее сковывал гроб. Тогда Дажьбог отправился к Вию за помощью. Вий дал ему кольцо, предупредив, что если тот потеряет его, то златогорка навсегда останется в царстве Нави. Ей на роду было написано вернуться к жизни лишь на тот срок, пока она не родит бога Коляду. С помощью кольца он расколдовал жену.
Когда Златогорка родила Дажьбогe Коляду и Овсеня он потерял магическое кольцо, и Златогорка ушла в царство Нави, где ее дух слился с духом смерти Морены. Морена поселила в сердце Дажьбога любовную тоску по себе. К Морене сватался Кащей, однако Дажьбог решил отбить ее у Кащея.
Сама Морена была против того, чтобы выходить замуж за Дажьбога и она дала ему выпить заговоренный напиток, превратив его в золоторогого оленя, но, прознав об этом бог Перун пригрозил ей испепелить ее молнией, и тогда она вернула Дажьбогу прежний вид и вышла за него замуж. Она от него родила Богумира, но потом все равно сбежала с Кащеем. Дажьбог бросился в погоню, но Морена и Кащей сбросили его в подземное царство, откуда его вынес верный конь Кологрив. После Морена превратила Дажьбога в камень, но брату на помощь пришел Перун, расколдовав его. В конце концов Кащей распял Дажьбога на Латырь-горе, но его вызволила богиня весны Жива. Дажьбог добыл золотое яйцо, в котором была заключена смерть Кащеева. Убив Кащея, он вызвал всемирный потоп, нарушив своими действиями равновесие меж царствами Яви (жизни) и Нави (смерти). После потопа он разрубил Морену и отправил ее под землю, а сам женился на Живе, с которой и возродил мир.
От их брака родились сыновья Кисек, от него пошли гессенцы, западные немцы и Ария, от сыновей которого - Кия, Щека и Хорива вели свой род киевские поляне, сербы и чехи. Внуки Ария, Крак и Лех дали начало польского и мазовецкому племени. От Златогорки Дажьбог имел сына Коляду, от него пошел Родогост, от которого пошли племена ратарей, оботритов, руян, родимичей и вятичей. У сына Дажьбога от второго брака Богумира были дочери Древа, Полева, Скрева - они стали родоначальницами племен древлян, полян и кривичей, а также сыновья Сева, Рус, Словен, Кимра, Хазар и Скиф - родоначальники северян, русов, словен, киммерийцев, скифов и хазар. Эти браки стали основанием для славянских племен, внуков Дажьбога.
Образ Дажьбога очень схож с южнославянским Добринком, с сербским Добогом, древнегреческим Гелиосом, древнеримским Апполоном Таргелием. Имя Дажьбога впервые упоминается у западноевропейских хронистов. Оно заменяется Добрыней Никитичем и Иваном Царевичем, а Марена - Марьей Моревной, Марьей Белым Лебедем, Маринкой Кайдаловной. Мотивы схождения Дажьбога в подземное царство к Вию нашли свое отражение в древнегреческих мифах «Аида и Геракл», «Тесей и Орфея», о наказании Прометея, прикованного к скале. Золотое яйцо, в котором заключена смерть Кащея, очень походит на древнеиндийское, встречающееся в «Махабхарате», заключающее в себе огонь, который пробуждается во время Конца Света.
Дажьбог в украинской мифологии - покровитель свадеб, который встречал жениха-князя на рассвете «меж трех дорог»; вызывал соловушку «замыкать» и «отмыкать» лето. Его жена была богиней плодов у балтийских славян. Ее образ заключен в истукане, найденном в Рацебурге. Она изображалась с длинными волосами до колен, с яблоком в правой руке и виноградной гроздью в левой. У поляков была богиней жизни Зизей, подобно древнегреческой Венере.
|