Заказать брендированные ежедневники

Русская баня Хлеб-лекарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Ярила

Крак

В мифологии украинцев и русских - бог земледелец, который был сыном бога Велеса и Дивы, жены Перуна. Прогуливаясь по саду она сорвала цветок, в который обернулся Велес, и вдохнув его аромат зачала от бога богатства и покровителя домашних животных на Руси. Она родила Ярилу. Когда Ярила подрос и мог уже сам пахать землю, сея яровые, его противником неожиданно стал Кащей, сын Вия. От его взгляда засыхали деревья и трава, падал скот, замолкали птицы в лесу. Однажды он напал на Ярилу и превратил его в зайца. Ярила убежал, спасаясь от преследования в царство Нави, тогда Велес пришел на помощь сыну, вызволив его оттуда. Вернул ему прежний облик, а Кащея заточил в подземелье.

По просьбе Вышеня Ярила спас от смерти Ярину, которую жители Царьграда отдали в качестве жертвоприношения змее Ламии. Он убил змею, а сам женился на Ярине. В календаре Древней Руси 22 мая был день бога Ярилы. В этот же день он был превращен Кощеем в зайца, с этого же дня на Руси начинались посевы яровых (заменен праздником Николы Весеннего).

У белорусов носил название Ярылы, у украинцев - Ярило. В Суздале его знают под именем Ярун, а под именем Яровита его почитали у балтийских славян, в его честь они возвели храм в районе Вологоши (в Германии). Храм упоминался в летописи 1128г. В русских празднованиях в 18 веке в Воронеже Ярилу обычно изображал юноша «в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, цветами и лентами. Он был набелен и нарумянен. В произведении «Жизнеописание Тихона Задонского» осуждались гулянья, носившие название «ярилки», имевшие разнузданный характер, куда молодые невесты ходили невеститься.

В 19 столетии Ярилу изображала девушка в белой рубахе и с венком из полевых цветов на голове. В руках она держала с одной стороны колосья, а с другой человеческую голову. Ее садили на белого коня, привязанного к столбу, а вокруг водили хороводы и пели песни. Согласно которым, куда Ярила ступал ногой, там поднималось жито копной, а куда кидал взгляд, там колос зацветал. Согласно преданиям он имел глаза «ясно сокола», брови соболиные, кудри его по плечам будто жемчуг рассыпаны.

В празднествах молодой Ярила всегда противопоставлялся старому Яриле, который имел большую плешь. Он подобен богу скифов Линхе.

Сюжет о рождении Ярилы распространен в украинских преданиях. Мотив превращения Велеса в ландыш близок к мотиву легенды о цветке богини Остары и древнегреческого мифа о цветке богини Геры. Предание о столкновении Ярилы и Кощея нашло свои отголоски в легенде о борьбе Линхе, которого обратили в рысь, а также Триптолема, обладающего смертоносным взглядом. Защита Ярины от змеи Ламии аналогична мифу древней Греции о Персее и Ариадне, а также книжной легенде о битве святого Георгия со Змеем.

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
Профессиональный перевод документов