Заказать брендированные ежедневники

Русская баня Хлеб-лекарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Навь

В мифологии славян это обозначение мира мертвых, загробной жизни и демонических существ. В традиции язычников представление о духовном посмертном мире связано с образом погребальной ладьи, на которой уплывают души умерших в загробный мир для дальнейшего пребывания там. Ходили поверья, будто причиной смерти всегда оказывается «навья косточка», сохраняющаяся после смерти в разлагающемся теле. Будто она в самом конце переходит к мифическим существам, порожденных смертью. Все эти существа были душами умерших, которые не достигли должным образом загробного мира.

У гуцулов это души некрещеных младенцев - нявки (мертво рожденных или убитых сразу после рождения). Они вредят женщинам и детям - сосут кровь и душат женщин. На Украине мавки - души умерших некрещеных или украденных детей. Они не вредоносны - живут в лесу и лишь на пасху собираются на крестный ход. Это подобие восточнославянских русалок. Так же появляются на Троицыной неделе, водят хороводы и играют на берегу реки, топчут посевы. У южан они имеют образ птицы. Свист или писк, слышащийся не известно откуда - это явный признак их приближения. В основном они вредят матерям, которые их погубили или схоронили некрещеными. В Болгарии ходит поверие, что они (нави) мучают рожениц после родов в течении 40 дней. Вредят матерям, высасывая молоко и кровь младенцев. Нападают на пастухов по ночам, выдаивая молоко у коров и овец.

У Восточных славян существовали специальные «навские» дни, связанные с поминовением умерших. В Белоруссии - это был четверг пасхальной недели или Страстной четверг. Устраивали специальный поминальный ужин в семьях, где умер некрещеным ребенок. На могилах оставляли еду для умерших. На Украине этот день называли «Мавский велыкдень». Варили яйца по числу умерших детей и, покатав по траве, съедали на открытом месте на глазах невинных душ. Они упоминаются в «Повести временных лет», как причина мирового поветрия.

По ночам Навьи, поражая всех кого встречали, носились по улице. От полученных от них ран люди умирали. Вскоре они стали появляться и днем на конях. Только они были невидимы. Поэтому следовало сидеть дома. Чтобы сберечь жилище, делали обереги, заговаривали предметы. На одежду нашивали специальную вышивку с охранными знаками.

Чтобы умилостивить Навий их приглашали помыться в баню и оставляли для них угощение. Их представляли в образе птиц или обросших существ с хвостами - такое представление о навиях было у людей до 20 столетия.

Когда Навии начинали вредить - разрывали могилу с усопшим и вынимали у него единственную неразложившуюся кость. Ее следовало сжечь, а пепел бросить на могилу.

Верили, что сей обряд поможет избавиться от Навий, и перестанет беспокоить живых. Они могли определить судьбу ребенка. Невидимые Навии собираются у постели роженицы и решают, будет ли жить этот ребенок. Если ребенок обречен, то на него они ставили специальный невидимый «навий знак».

Говорили, что покойники традиционно влияли на бытие живых, они или помогали им или вредили - разносили болезни (свидетельство 1092 год эпидемия в Полоцке была вызвана нашествием навий).

Навьи Древней Руси представляли собой «живых» двойственных существ, поведение их было, обусловлено характером их смерти (естественной или нет).

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
Профессиональный перевод документов