Смерть - одна из составляющих мировоззрения в мифологии, и являет собой противоположность жизни частиц мироздания. В мифологической картине мира смерть и жизнь образуют дуалистическую пару: без смерти нет жизни, жизнь преходяща, а смерть вечна. В традициях славян смерть - это и сам процесс умирания и граница жизни, и сам загробный мир и его существо. В преданиях народа воедино слились представление о самой смерти: и трепет перед тайной той «страны», откуда еще никто не возвращался, и страх перед судом божьим, и надежда на облегчение тяжкого земного существования. Она предстает обычно, в образе костлявой старухи с косой, или молодой девушки со сверкающим взором из под темного покрова.
Со смертью связаны многие обряды, приметы и легенды. В предверии смерти люди всегда пытались предугадать ее приход, в надежде лучше подготовиться к ней. Считается, что если во сне увидеть белую лошадь, или невесту в свадебном наряде, или дом без окон, умершего родственника - это явный признак предстоящих погребальных событий. Если довелось услышать долгий вой собаки, птица, бьющаяся в стекло, долгое карканье вороны, норы кротовые, прорытые во дворе, звездопад - в конечном итоге приведет к смерти.
Сам момент расставания с жизнью и встреча со смертью считались очень важными, они сопровождались множеством обрядов и обычаев. По славянским поверьям в момент смерти за человеческую душу борются ангел и черт, а после сражения, победившая сторона забирает с собой душу в рай или в ад. Считается, что добрые дела, совершенные при жизни, помогают ангелам, а злодеяния - чертям, у праведников всегда легкая смерть, а грешники мучаются перед смертью.
Облегчить путь умирающему неизменно помогали обряды прощания с близкими, исповеди и отпущение грехов. В доме жгли свечи, не шумели и не плакали, чтобы душа не сбилась с пути. Об умирающем не говорили, считалось, что чем меньше народу знает об этом, тем легче будет душе при кончине - у смерти свое таинство. Уменьшить муки умирающему помогало перекладывание его с постели на пол на солому, к двери. Переворачивали его ногами в изголовье, убирали подушку, а в место нее клали гороховую солому, не стиранную пряжу, или полотно. Для облегчения отхода души от тела, умирающему расстегивали рубашку и в доме открывали все окна, двери, сундуки, печные заслонки. Когда умирающий испускал последний вздох, то пытались усмотреть в небе падающую звезду. Это было предзнаменованием того, что кто-то в этот момент пришел в наш мир, как бы замыкая этот вечный круг (рождение-смерть-рождение).
Погребальный обряд имеет много общего с родинами. Обрядовое действо над умершим: обмывание, облачение, оплакивание, отпевание, погребение, поминки и траур помогали душе совершить свое путешествие в загробный мир. Они так же оберегали живых от преждевременной кончины. Усопшему закрывали глаза, в доме покойника закрывали зеркала и стеклянные окна темными полотнами, ночью не гасили свечей, карауля покойника.
В поверьях отражается связанные вместе смерть и плодородие, или возрождение и исцеление. На Полесье считалось, что пока покойник в доме, нужно сажать тыкву и репу, для лучшего урожая. В восточнославянских поверьях, считалось, что иглы, которыми шили саван, прикалывают к подолу от сглаза, а то полотно, на котором гроб опускали в могилу надо подкладывать под роженицу.
Так формировалось отношение к смерти, дабы примерить человека с ее неизбежностью, а так же устоять перед лицом утраты близкого человека.
|