СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Змей

Змей трехглавый

Является одним из символов мироздания. Его символика соединяет в себе стихию земли, воды, огня, мужское и женское начало. К нему обращались как к повелителю дождей - он мог прекратить дождь, либо вызвать его. В древнебалканском культе змей почитался как символ плодородия. В мифологии он соединял небо и землю, был опасным и благодетельным. Изначально его образ был близок к самой змее, но больших размеров. В дальнейшем в его облик включили черты птиц, что очень подчеркивало его двойственную натуру. Крылатый змей представлял в себе больше отрицательных черт. Он как бы был противопоставлением верха к низу, ему свойственна в целом негативная природа, перешедшая в христианство. В сербском народном эпосе, в древнерусских преданиях, русских былинах Образ змея - это воплощение стихии огня.

В Сербских легендах Змей Огненный Волк, который родился от огненного змея в облике человеческом, в рубашке и с шерстью на теле. Он мог оборачиваться зверем, птицей, знал язык зверей, мог при этом совершать человеческие подвиги. Сербы верили, что дети, рожденные от союза змея и женщины, наделены особой силой, многие великие исторические лица считались их сыновьями.

Но большая часть персонажей - это отрицательные герои. Змей живет в пещерах, норах, в озерах, колодцах, в старых дуплистых деревьях. Он угрожает жителям окрестных поселений, поедает скот, требует приносить ему жертвы в виде молодых девушек, женщин и детей. Считается, что змей вступает в связь с женщинами, принимая при этом человеческий облик. Женщина, имеющая связь со змеем быстро стареет и умирает. Но смерть ее рассматривается как свадьба со змеем.

У южнославянских народов змей - это существо способное и на добрые поступки. Болгары полагают, что змей борется с демонами грозы. Считается, что у каждого поселения есть свой змей-защитник. Когда он погибает, то падает на землю в образе большой змеи или человека. А то место, на которое он упал, считается наиболее плодородным.

Когда нужно задобрить змея, совершают такой обряд: три обнаженные вдовы замешивают, молча тесто для трех караваев. На следующее утро, после восхода солнца намазывают их медом и кладут под дуплистым деревом (жилищем змея), режут черную курицу.

В тех местах, куда обычно летал змей, пытались искать клады. Чтобы уберечься от змея, над очагом вешали траву валерианы или сажали во дворе черную собаку - их боится змей. Человек может с легкостью победить змея, если поменяет местами бочки с сильной и слабой водой, находящихся в жилище змея, которые придают ему сверхъестественные способности или с помощью черного хлеба. Его так же можно прогнать сильным шумом или стуком.

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах