Данное божество упоминается в мифологии восточных славян. Его характер до конца так и не определили, так как он является существом загадочным и таинственным. Если полагаться на верование народа, то это, примерно означало «плутать», «плутовать», что позволило в некоторых случаях определить ему место, аналогичное богу виноделия Дионису. В таком контексте он упоминается в «Слове св. Георгия» обращенном против язычества. В другом произведении он встречается рядом с таким божеством, как громовержец Перун. Это дает основу полагать, что он связан с водной стихией (от слова «переплыть»). Еще одно мнение существует у балтийских народов, там он носит название Поренут, Поревит, которые имеют общее происхождение с Перуном, богом грозы.
Если полагаться верованиям в идолов, как это упоминается в «Слове Иоанна Златоуста», то в честь него пили из рогов, скорее всего во время хороводов, поскольку в переводе с санскритского слово рози, розь - непрерывный ряд, цепь, вереницей. В целом, автор сам точно не берется утверждать, делая лишь собственные предположения.
Существует и еще одно мнение по поводу значения названия этого существа, будто оно произошло от слова плутать сбиться с дороги. В контексте, как правило, приписывается Лешему. Возможно, «путешествие по воде», так как наши леса в доисторические времена просто изобиловали болотами и озерами, что весьма могло затруднять путешествие путнику и сбиться с дороги.
Ими могли называться и существа леса, которые любили «плутать» человека в чужой для него стихии. Под Переплутом могли подразумевать Лешего или Мокошь, так как каждый из них был почитаем в народе.
|