Это хозяин и покровитель дома, домашний дух. Главная его функция в доме - это отвечать за благополучие человеческого жилья. Существо демонического характера, но его черты наиболее близки человеческим. Это своеобразный двойник хозяина или очень на него походящий одеждой, привычками. Он невысокого роста, с седыми волосами, сердитым выражением лица, все его тело кроме рук, на которых растут длинные когти, покрыто белой шерстью. Он, как правило, живет за печкой, под порогом, на чердаке или в подполе. Он и порядком в доме командует и о домашних животных заботу проявляет. В недружных семьях он стучит по ночам, кашляет, ворчит или даже может оставить этот дом - что будет действительным несчастьем, ведь никакой дом без домового стоять не будет. Он связан не только с домом, но и с самими жильцами, поэтому переезжая в новый дом, прежде всего, нужно пригласить с собой домового.
На лапоть насыпают земли из под печки и приговаривают: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нами» или «Дедушка, соседушка, иди к нам». Считалось, что если домового не забрать с собой, то он будет пугать людей по ночам своим плачем и шататься в развалинах.
При покупке крупного домашнего скота, обращаются с просьбами к нему поберечь скотинку: «Хозяин, царь дворовый, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что если не спросить милости у него, то он может извести скотину. Существуют специальные обряды, чтобы умилостивить домового. На Руси считалось, что, когда устраивают праздничный стол перед начатием поста (заговины), то и для домового часть кушаний относят на скотный двор и там оставляют в специальном для этого месте, при этом приговаривают такие слова: «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води».
Ему приписывали людские слабости. Существовали такие поверья - у него тоже есть своя семья: жена-домовиха, кикимора по-нашему, она выходит ночью из под пола и прядет. Будто и дети у него есть, которые едят хлеб, который «неумойки лапают». Он греется на печке и ходит в гости к другим домовым. Он может, так же дружить и воевать с другими духами - банником, овинником, лесовиком. Может, словно случайно, ночью показаться человеку, но как правило это бывает возле скотины, в чистый четверг со свечой из церкви, либо на Пасху от заутрени - за трубой на чердаке.
Смотреть на домового можно только по очереди, ни в коем случае не всем вместе, а то можно его рассердить. А кто ему по нраву придется, тому и прибыль в дом, и благополучие в семью. Если не пригласить его с собой, то хозяин рисковал своим домом - мог лишиться пожаром. Он же выступает в роли вещуна, предсказывающего плохое и хорошее. Плач и стоны домового - быть беде, если он наваливался на грудь спящему, то тот в скором будущем должен умереть. Если домовой играет на гребенке или пляшет - то это к свадьбе.
Домового называют нечистым, но он все-таки добрый дух, с которым можно, и уживаться в мире.
|