В славянских сказках серый волк является одним из известных помощников Ивана Царевича. В представлении древних в волчей стае проявляются хитрость, ум и отвага серых хищников, что внушает врагам страх и уважение. В древности даже существовало имя, которым нарекались мальчики при рождении. Считалось, что волк уничтожает только те жертвы, которые выбирает Егорий Храбрый - волчий пастырь, то есть пастух. Позднее, в христианские времена в нем видели, прежде всего, повелителя небесных волков, который носится по небу вместе с Волчьим Пастырем в дикой охоте. Когда Егорий спускается на землю, то выезжает верхом на волке, щелкая при этом бичом, гоня впереди себя волчью стаю. При этом он грозит им еще дубинкой.
Людям на глаза Егорий показывается только в образе седого старика или дикого зверя, и тогда ни один пастух не сможет уберечь свое стадо. В лесу он созывает к себе волков и определяет каждому волку его кусок. На месте добычи может оказаться, кто угодно, будь то овца, корова, жеребенок или человек, никто не сможет избежать своей участи. Волчий пастырь неумолим, как сама Судьба.
В русских народных пословицах говорится о том, «Что у волка в зубах, то Егорий дал», или «Волк ловит роковую овцу», «Обреченная скотинка - уже не животинка». Животное, задавленное волком - не употребляется в пищу, так как оно было специально предназначено ему самим Волчьим Пастырем.
По одной из трактовок сказки про семерых козлят, Волк символизирует первопредка, который должен был извести семь смертных грехов и в этом свою помощь ему обещает сам Бог в образе кузнеца. Оставшийся в живых козленок - это воплощение гордыни, самого тяжкого греха, коза же в свою очередь, считается символом Сатаны.
|