Заказать брендированные ежедневники

Русская баня Хлеб-лекарь
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Волх

Вольга

Волха часто изображают персонажем былин, князем-оборотнем. Это сын княгини Марфы Всеславьевны и змея. Марфа, гуляя по саду случайно соскочила с камня на змея и тогда он обвился вокруг ее ног.

Когда рождался Волх - гремел гром, и дрожала вся земля, звери убегали в горы, птицы улетали высоко в поднебесье, рыба уплывала в морские глубины. Когда Волх родился - он уже умел говорить - его пеленали в «латы булатные», клали в колыбель «злат шелом» и «палицу в триста пуд». Уже в 7 лет он знал грамоту, в 10 постиг «хитрости-мудрости» умел оборачиваться «ясным соколом», «серым волком», «гнедым туром - золотые рога». В 12 лет у него уже была своя дружина, в 15 уже готовился к военным походам. Когда возвестили, что индийский царь собирается напасть на Киев, Волх решил опередить его и повел свою дружину в поход на «Индийское царство». Народ для похода отбирал путем бросания жребия каждого из них на воду.

Жребий того человека, который оставался на плаву брал к себе в дружину, а тот который тонул - прогонял. На пути к Индийскому царству добывал пропитание своим воинам, превращаясь в животных. Превратившись в волка, бегал по лесам и охотился на лосей, обернувшись соколом - охотился на уток, гусей и лебедей. Волх кормил, поил, одевал и обувал свою дружину. Он не спал, чтобы его враги не застали его врасплох. Однажды обернувшись соколом он прилетел к индийскому царю, разведать, правда ли на самом деле, что тот враждебно настроен по отношению к Руси. И когда он в этом убедился, то перекусил у луков тетиву, тем самым обезвредив стрелы. Прилетев к своей дружине, он повел ее на врага. Превратившись в муравьев, они проникли внутрь вражеской крепости, и разгромили ее. Волх убил царя Салтана и взял в жены царицу Азяковну став царем вместо него.

Волх щедро одаривал своих воинов, женив их на семи тысячах пощаженных девиц. Его день рождения считается в Календаре Древней Руси 14 сентября - когда открывается охотничий сезон, и начинаются приготовления к военным походам. В христианский период замещен днем Симеона Столпника. Прообразом Волха считается полоцкий князь Всеслав Брячиславич Чародей, известный в древности как отважный воин-оборотень. Таким он упоминается в «Слове о полку Игореве».

С 13 века в русской мифологии стали по новой именовать Царя Салтана (царь Золотой Орды или турецкий султан), вместо «индийское царство» - «Турец-земля». Способность Волха превращаться в муравья, подобна способности громовержца Индры в древнеиндийской «Ригведе» и античного Мирмидона, сына Зевса и Эвримедузы, родоначальника мирмидонян, «людей-муравьев». Такой же способностью, превращаться в муравья обладал Иван-Царевич - герой русских сказок. Он при помощи этой возможности проник в хрустальную гору, убил двенадцатиголового змея, освободил царевну, на которой потом женился.

Образ Волха очень схож с Огненным Волком в сербском эпосе. Так же ему близок герой поздних русских былин Алеша Попович. Он известен под именами: Волха Всеславовича, Вольги Святославовича и т.д.

Свойства оборотня Волха, как отрицательного героя, нашли свое отражение в преданиях о Волке-чародее Волхе - бесоугодном колдуне старшем сыне Словена. Он жил на реке Мутная, которой он дал потом свое имя - Волхов. Мог превращаться при помощи «бесовских ухищрений» в лютого зверя. Мешал тем, кто ему не покланялся переправляться через реку, топил корабли. Местное население держал в страхе, оно называло его Громом, Перуном. Он основал на берегу реки на месте под названием Перынь городок, там он поставил кумир Перуну. Бесы удавили его в Волхове и выбросили в реку. Тело было найдено и захоронено язычниками под большим курганом. Через три дня могила его провалилась внутрь кургана. Мы можем только лишь предпологать, что в древности на территории Северо-Западной Руси водились крокодилы.

Если верить некоторым преданиям - Волх Огненный Змей, который был сыном Индры, обесчестившим в облике змея свою мать, мать - сыру землю. И для того чтобы отомстить за нее он убил Индру в бою, а сам женился на его супруге Пераскее и правил его царством Индерией. Пераскея подговорила его захватить Ирийский сад и стать владыкой мира. Волх прилетел в Ирий и сел на ветку с золотыми яблоками, которые дарили вечную молодость и власть, но услышав песню богини любви, он позабыл обо всем. Эти предания говорят о том, что любовники посещают своих любовниц в образе огненных змеев.

Согласно былинным преданиям дядя Волха (или же Вольги), был князем стольно-Киевским Владимиром, которому тот пожаловал города в Новгородской земле. Вольга отправляется за подарком и по пути встретил пашущего свое поле Микулу Селяниновича. Вольга со своей дружиной даже не могут поднять сохи Микуы, а его лошадка обгоняет коня Вольги. В таком же ключе предстает и противоборство других героев - крестьянского сына Ильи Муромца и Князя Владимира.

Судакская крепость.

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
Профессиональный перевод документов