В Славянской мифологии злой женский дух. Она была воплощением смерти у язычников. У нее двойственная натура. Как воплощение смерти, она ужасна, но в то же время и прекрасна запредельной красотой, которую скрывает завеса таинства при смене жизни смертью. В древнем фольклоре - это была темноволосая девушка с печальным лицом и наивными глазами, стоящая на пороге вечности. В дальнейшем этот образ утратил эпический пафос, но остался символом пагубности и переходности.
В весенних обрядах ее изображают в виде соломенного чучела в праздничном наряде - знак умирания зимы и наступления весны. Его носят по деревне с песнями, а после сжигают или разрывают на части, а затем развешивают на деревьях. Обряд уничтожения чучела, как бы делает скорым приближение лета и хорошего урожая, а спрятанная его частица - замужество девушкам.
В Чехии есть такое поверье, что если сбить с шеста камнем чучело Морены, то в наступившем году будет жив и здоров. В Польше, в обряде, символизирующим смерть зимы и приход весны - чучело подвешивали на дереве в каждом доме, а на окне выставляли деревце с маленькой куклой «мажанкой».
Одноименное название имело купальское деревце в Украине. Его украшают венками, бусами и лентами, а рядом устанавливают, одетое в рубаху соломенное чучело. Девушки водят хороводы и прыгают через костер, а парни тем временем, подкрадывались и уносили Морену, разрывая ее и топя в реке. Если девушкам удавалось выкрасть часть дерева или чучела, то они зарывали его в огороде на будущий урожай. В Белоруссии чучело Мары сжигалось на костре по поводу Купальских праздников. Ими называют оборотней, околдовавших молодых людей, гибнущих от любовной тоски. Когда на селе, таким образом, заболевал парень, то считалось, что это работа Мары.
Мара может присушить мужчину, украсть ребенка, испортить скотину. На юге и западе она считалась злым духом, который наваливается во сне на спящего человека и душит его. Если она выберет себе жертву, то этот человек начинает чахнуть и умирает. Ходило поверье, что Марой становиться шестая, подряд родившаяся дочь в семье. Будто она сама не осознает, что имеет две души, белую и черную. Днем она обычный ребенок, а ночью в ней просыпается черная сущность, и покидая тело вредит людям. В Болгарии и Польше - это души тех, кто умер, не исповедавшись или не погребенных по всем правилам веры. В Чехии ими становятся дети, рожденные с зубами. Дабы избежать такой судьбы - мать при первом кормлении давала своему ребенку кусочек дерева. У Сербов - учесть ребенка, рожденного в кровавой «рубашке». Если так случалось, то нужно было подняться на крышу и закричать - считалось, что это избавит дитя от зла.
|