СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич - второй по значимости богатырь на Руси. Родился в Рязани и был сыном богатого «гостя» Никиты Романовича, который умер, так и не дождавшись рождения сына. У своей матушки Амелфы Тимофеевны он научился пению, игре на гуслях, меткой стрельбе из лука, шахматам. Еще с юного возраста стал Добрыня проявлять свою удаль молодецкую - «на добром коне в поле поезживать, там малых змеенышей потаптывать». Как только подрос, то поступил на службу к князю киевскому в его свиту. Он непосредственно выполнял личные поручения Владимира Красное Солнышко, а позднее стал вести переговоры по желанию княгини, с каликами перехожими. Ездил по поручению князя Владимира собирать дань в Орде. Чтобы совершить свой главный подвиг - уничтожить Змея Горыныча, отправился к месту его обитания на Пучай-реке. Не послушал предупреждение матушки своей и «девушек-портомойниц», вступил в воды враждебной реки - «Из первой речной струи «огонь секся», из второй «искра сыпалась», из третьей «дым валил», а четвертая отнесла Добрыню на середину реки...» в конце он все же сокрушает змея, но не убивает его, а берет с него обещание впредь не вредить земле русской. Однако, змей, пролетая над Киевом, нарушил данную клятву и похитил племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Добрыня освободил девушку, но его самого заманила в свои сети Маринка. Она изготовляла отравные зелья, что бы вредить людям и животным. Могла оборачиваться сорокой, и была любовницей Змея Тугарина. Околдовав богатыря, она женила его на себе, но они не были обвенчаны в церкви, и тогда на помощь пришла мать Добрыни, отговорившая его от такого шага. Маринка превратила Добрыню в «тура гнедого» взамен на обещание жениться. Но вернув себе прежний облик, он убил Маринку и превратил ее в кобылу водовозную.

Вместе с богатырем Дунаем Ивановичем он ездил сватать к литовскому королю его старшую дочь за Князя Владимира. Женился на Настасье Никулишне, которая после этого верно ждала его 12 лет. Алеша Попович, обманув ее, предложил выйти за него замуж, а на свадьбе, переодевшись в скомороха, появился Добрыня Никитич. Настасья Никитишна и все присутствующие гости узнали в переодетом Добрыню по кольцу, которое он бросил жене в чашу.

Позже Добрыня Никитич входил в тройку Богатырей вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, которые оберегали землю русскую от кочевников.

Сюжеты сцен в произведении аналогичны сюжетам о других былинных героях, но образ Добрыни связывали с реальным Добрыней, это был дядя ближайшего сподвижника киевского князя Владимира Святославовича (980 - 1015). Эпизод, где Добрыня безуспешно ездил сватать к полоцкому князю Рогволоду его дочь Прадславу, за своего племянника засвидетельствовано в летописи. Былина о победе Добрыни над змеем - это преобразованный сюжет, отражающий историческую ситуацию связанную с крещением Руси. В реальности он принимал активное участие в насильственном крещении народа Киева и Новгорода. Ныряние в пучай-реку - это отождествление с крещением киевлян в устье реки Почайна в Киеве. Образ Добрыни Никитича запечатлен на картине В. Васнецова «Богатыри» (1881 - 1898); а также в фильме «Илья Муромец» (1956); мультипликационных фильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010), «Три богатыря на дальних берегах» (2012) и других.

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах