СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
   

Ночница

Ночница

В мифологии у белорусов и руссов - это были демоны ночи. Они нападали на некрещеных или новорожденных детей. Ночницей становилась ведунья, не имевшая при жизни детей. Считалось, что чем она занималась при жизни, тем будет продолжать заниматься и после смерти.

Ночницы попадали в дом через окно или в дверь, стояли у изголовья, щипали и всячески дергали ребенка, чтобы он все время плакал и не спал. Ночница давала ему свою грудь или сама сосала его. Ночью залезала в гнезда к птицам, пила яйца и душила птенцов. Считалось, что особенно опасна она на закате солнца, так как легко приставала к засыпающему человеку. На закате запрещалось спать. Ее называли плачкой, криксой, бабицей, ночницей-переночницей.

Подобие болгарской и сербской вештице, очень похожа на восточнословянскую полуночницу. Ее еще персонифицировали, как ночную бессонницу и болезнью у детей. Как правило, это образ женщины с длинными волосами в черных одеждах, но чаще она была невидима, могла выглядеть как птица, летучая мышь, приведение или в виде блуждающих огоньков.

Чтобы ночница не беспокоила малыша, не оставляли пеленок на дворе, не выносили малыша после захода солнца из дома, не качали пустую колыбель или не оставляли ее открытой. В воде, которая простояла ночь, не стирали пеленок. Малыша, обязательно, окружали оберегами, кладя под подушку ветку чертополоха, дабы она отгоняла чертей.

Над колыбелью подвешивались скрученные из тряпок куколки-куватки с головой-узлом. Лица у этих кукол не было. Первую такую куколку мать должна была сделать еще до рождения ребенка, когда была беременной. При ее изготовлении не должно было использоваться никаких острых предметов, и мать должна была класть ее к себе в кровать. После рождения ребенка она отправлялась к нему в колыбель, защищая его от сглаза и болезней. При этом произносили заговор: «Крикса-варакса, вот те забавка, с ней играй, а младенца не май». Перед сном следовало искупать малыша в настоях трав: ночник, полуночник или окурить этими растениями. Из тряпок или пеленок делали кукол и ставили на окно по нескольку штук или подбрасывали в чужую телегу на базаре.

При свершении обряда изгнания ночницы две женщины должны произносить диалог через порог, окно или печь, делая засечки на стенах или лить кипяток на гребень, веретено, щетку или иглу. Одна отрезала у ребенка прядь волос и на ее вопрос: «Что ты делаешь? - Отвечала. - Режу, парю, варю, гоню ночницу». На что другая, должна была ответить «Гони, чтобы она никогда не возвращалась».

Так же с просьбой об изгнании ночницы обращались к ее матери заре: «Заря-зарница, возьми свою ночницу на сей час!»

Считается, что это некий образ, которым пугают маленьких детей, не желающих ложиться в кровать: «Вот, если не ляжешь, то к тебе бука придет. Кто это такой не объясняли, ребенок сам себе представлял, что-то очень-очень страшное. Его еще называют бабайкой или бабаем. Эти духи и есть выродившиеся ночницы. Только разница заключается в том, что, если буками пугают маленьких детей, а ночницы пугают всех без исключения. У буки не хватает сил на взрослого человека, он просто не верит в них. Для того, чтобы изгнать бабайку, достаточно просто не выключать ночью свет, будто живет она только в темноте.

Вырождение этих существ - довольно грустная вещь, ведь их все знают и не надо объяснять кто это. Полуденницы, уже исчезли из сознания народа, будто их и не было, ведь долгое время с ними вели борьбу. Сейчас уже никто не сеет и не пашет вручную - для этого существуют комбайны и трактора. Крестьянский труд стал механизированным. Даже тепловой удар не стал таким загадочным, как было ранее, возникающим сам по себе. Исчезла тайна о светловолосых девах с васильковыми глазами.

Славянская мифология | Русская литература | Гардарики | История России в датах
© 2013 Великая Россия
МАСТЕРИЦА - мужская и женская одежда вязаная крючком и на спицах